О кадастровой стоимости наследуемого имущества (квартиры)

В последнее время, все чаще стал получать на электронную почту письма в виде вопросов, следующего содержания: из какой стоимости (кадастровой или инвентаризационной) должна исчисляться госпошлина нотариусом за квартиру, которая наследуется?

Попробую более детально ответить на вопрос, чтобы всем было понятно.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ для определения госпошлины плательщиком госпошлины может быть предъявлен документ с указанием рыночной, кадастровой, инвентаризационной, либо иной (номинальной) стоимости имущества, которые выдают лица, указанные в пп. 7, 8, 9 и 10 п.1 ст.333.25 НК РФ. Должностные лица и нотариусы не вправе определять способ оценки для определения госпошлины.
Так, в соответствии с пп. 8, 9 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса, стоимость имущества (кроме земельных участков), определяется оценщиками, коммерческими организациями, которые имеют право заключать договоры на проведение оценки в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности или организации по учёту объектов недвижимого имущества.

В силу п.2.3, а также п.3 ст.43 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственные органы по учёту и технической инвентаризации, а также подведомственные органу кадастрового учёта ГБУ осуществляли расчёт инвентаризационной стоимости имущества, и их учёт до «01» января 2013 года.

Отмечу, что с «01» января 2013 года государственный учёт недвижимости осуществляется Управлением Росреестра. При этом в отношении недвижимости, которые учтены в государственном кадастре, производится их кадастровая оценка (ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» гл. III.1).

Согласно положениям п.3 ст.44 «О кадастре недвижимости», кадастровые инженеры осуществляют кадастровую деятельность в отношении сооружений, зданий, объектов незавершенного строительства и помещений с «01» января 2013 года. При этом с «01» января 2013 года и до «01» января 2014 года кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами также могут осуществлять бюро технической инвентаризации, которое до «31» декабря 2012 года имело право выполнять государственный технический учёт, а также техническую инвентаризацию недвижимости.

Таким образом, с учётом изложенного, можно сделать вывод, что с «01» января 2013 года и до «01» января 2014 года организации по государственному техническому учёту и технической инвентаризации, также имеют право осуществлять учёт и техническую инвентаризацию недвижимости и соответственно выдавать справку об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод, что сведения, предоставляемые БТИ, в частности справка об инвентаризационной стоимости квартиры МОГУТ применяться нотариусами при подсчете нотариального тарифа (государственной пошлины) за совершение ими нотариальных действий.
Т.е., что это означает, нотариусы в этот самый переходный период (с 01.01.13г. по 01.01.14г.) могут запросить у наследников, как кадастровую стоимость, так и инвентаризационную стоимость (на их усмотрение), всё зависит от того, к какому нотариусу наследник попадет.

С 01 января 2014 года нотариусы будут запрашивать у наследников уже кадастровую стоимость квартиры.

Комментарии

  1. Мы открыли наследственное дело осенью, с нас потребовали кадастровую стоимость квартиры, ссылаясь на письмо Минфина, хотя само письмо не показали. Мы должны платить нотариальный тариф на наследство обязательно по кадастровой стоимости? Почему такая несправедливость? Почему другие могут платить по справке из БТИ? Чем мы хуже? Хотелось бы знать свои права

  2. Дмитрий, в другой вашей статье выпишите, а также отвечаете на вопросы людей даже за октябрь, декабрь 2013 года, что стоимость рассчитывается по инвентаризационной стоимости , т. Е. По справке БТИ

  3. Дмитрий, я почитал статью 43 в ФЗ 221 “О кадастровом учете”. И позволю не совсем с вами согласиться. На мой взгляд, согласно этой статьи в переходный период до 2014 года БТИ могло выполнять функции кадастрового учета, в т.ч. формировать кадастровую оценку квартиры, а начиная с 2014 года БТИ этим уже не может заниматься, а должны заниматься “штатные” кадастровые инженеры. Однако, в этом законе нет (и, видимо, не может быть) ни слова про отмену деятельности БТИ по техническому учету, инвентаризации и прочей основоной деятельности, включая выдачу справок об инвентаризационной стоимости помещений. Техническая инвентаризация помещений и их учет в ГОсударственном Кадастре это, согласитесь разные вещи. )
    PS. Я готовлюсь к походу к нотариусу по поводу открывшегося наследства на квартиру.

  4. в продолжение… Таким образом, на мой взгляд, закон о кадастровом учете никоим образом не отменяет оценочную инвентаризоционную деятельность БТИ и, тем более, он не отменяет статью 333 Налогового кодекса, согласно которой нотариусы обязаны принимать справку об инвентаризационной стоимости квартиры.

  5. Позвонил сегодня (20.01.2014) четырем нотариусам города Москвы на предмет принимают ли они инвентаризационную стоимость из БТИ для исчисления госпошлины на оформление наследство. Трое совершенно спокойно принимают, а один (с грузинской фамилией) требует кадастровую стоимость. Так что, товарищи, просто ищите правильного нотариуса. Правильный нотариус в разговоре со мной состался на какое-то Постановление правительства, которое не отменено, и по которому инвентаризационная стоимость и БТИ правомочны!

    1. Позвонила в нотариальную палату, записалась туда на бесплатную консультацию. Там сказали, что справку бти принять обязаны, кроме того, с 1 января ничего не поменялось – можно брать справку, пока выдают и предъявлять нотариусу. А если не принимает – писать заявление ему, чтобы дал мотивированный отказ. Это заявление зарегистрировать с входящим номером. В течении 10 дней должны ответить и принять справку.

      1. Елена, Вы совершенно правы…. свое право на предоставление справки БТИ я отстоял в Верховном Суде. До того момента, пока не уберут само понятие “Инвентаризационная стоимость” из статьи 333.25 НК РФ (пошлины за совершение нотариальных действий) и до того времени пока БТИ не перестанут быть органами по учету объектов недвижимости (что прописано у них в уставе и закреплено договорами с местной администрацией) нотариусы должны брать справку из БТИ как документ о стоимости наследуемого имущества для расчета пошлины.

        1. полностью с вами согласен. там в статье налог. кодекса прямо сказано:

          По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7 – 10 настоящего пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

          (в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 205-ФЗ)

          (см. текст в предыдущей редакции)

          В случае представления нескольких документов, выданных лицами, указанными в подпунктах 7 – 10 настоящего пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества;

          и кстати коэффициент на 2014 год уже принят в москве.

          1. Александр, где информация о принятом коэффициенте на 2014 год в Москве?

  6. Это все верно. Но как получить эту справку на даты 2014 году? И понятие “Инв. стоимость” осталось и БТИ не перестали быть “органами по учету….”, но не утвержден, как ранее. коэффициент пересчета инв. стоимости на 2014 год, как ежегодно было ранее, и этого достаточно, чтобы инв. стоимость просто перестала существовать в 2014 году.Так что по наследству, открывшемуся в 2013 году, есть шансы найти правильного нотариуса, а в 2014 году видимо “лавочка закрылась”.

  7. А Вы пробовали искать последний НПА, утверждающий эти коэффициенты?… Может он еще действует?… Вариант отсутствия данных НПА, устанавливающих коэффициенты, я не рассматривал.. Но по-моему это обязательно для исполнительной власти (не могу точно утверждать, но по-моему ранее это было прописано в законе о налоге на имущество). Думаю стоит обратиться за разъяснениями в исполнительные органы Вашего субъекта или поинтересоваться у местных филиалов федерального БТИ.

  8. Вот такое объявление висит на сайте МосГорБТИ:
    Изменения в порядке выдачи справок об инвентаризационной стоимости
    С 28 января 2014 г. ГУП МосгорБТИ не производит подготовку справок об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости по состоянию стоимостных показателей на 2014 год, в связи с тем, что коэффициент пересчета восстановительной стоимости, используемый при расчете инвентаризационной стоимости, на 2014 год нормативными правовыми актами города Москвы не установлен.

    Вместе с тем, ГУП МосгорБТИ производит подготовку и выдачу справок об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости по состоянию стоимостных показателей до 31 декабря 2013 г. включительно.

  9. А в МФЦ обявление примерно такого же содержания, только еще с ссылкой на то, что:
    “Постановлением Правительства Москвы от 17.12.13 № 844-ПП признано утратившим силу постановление Правительства Москвы от 21.12ю2012 № 792-ПП”Об устновлении коэффициента ….”
    В настоящее время коэффициент пересчета на 2014 года не установлен.
    В связи с этим с 28.01.2014…..”

    Вот как то так! Установливать этот коэффициент похоже никто и не собирается, т.к. он обычно утанвыливался тем же постановление, которым отменялся за предыдущий год. Поэтому все хитро. Закон есть, а коэффициента нет:) И этот факт относительно нотариальных услуг, это пол беды. А мне нужно будет НДФЦ с дарение рассчитывать в следующем году, который я, конечно, планировала рассчитать из инвентаризационной цены. А это уже совсем другие деньги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *